top of page

Режим Активации

  • Фото автора: Alex Meir Gorstein
    Alex Meir Gorstein
  • 12 сент. 2017 г.
  • 5 мин. чтения

(автор - Менаше Эльяшив) Почему нельзя больше рассчитывать на готовый набор правил и на хорошо знающих эти правила духовных авторитетов?

Сформировавшийся в изгнании иудаизм — это далеко не идеальное состояние народа. Это способ выживания в «долине смертной тьмы», где жуткие опасности подстерегают на каждом шагу, где любое неосторожное действие может привести к огромным потерям. Это режим консервации. Пользуясь полученной картой маршрута, мы идём по едва заметной тропке по вязкому болоту, едва волоча ноги, и ни шагу в сторону, ибо там – смерть. В этой смертной долине мы не можем опираться ни на зрение, ни на слух, мы почти не слышим Учителя, потому что вокруг — густая тьма, через которую даже Голос почти не проходит. Только благодаря карте мы кое-как можем продолжать наш путь и постепенно, по крохам, собирать рассыпанные в болоте искры святости.

Но смерть преходяща, и изгнание подходит к концу. Начинается рассвет. Силы тьмы совершают последние отчаянные попытки избежать Избавления, но они обречены. Мир постепенно переходит из режима консервации в режим активного развития. И наше поколение призвано принять активное участие в этом процессе.

Чтобы понять стоящие перед нами задачи, недостаточно опираться на текущее состояние иудаизма. Нужно знать, что было в начале (потому что образ будущего заложен уже в самом начале, в жизни праотцов) и что будет после Избавления. Информации немного. Но она есть, и её необходимо изучать. Некоторая информация о древних поколениях, включая праотцов, кроме Пятикнижия и Пророков, есть в мидрашах. О будущем информации ещё меньше: как пишет Рамбам, у нас есть только то, что передали Пророки. Но и этого достаточно, чтобы понять, насколько нынешний режим консервации несовместим с миссией, возложенной на нас Творцом. Продолжая цепляться за это состояние, мы фактически отказываемся от своей еврейской миссии и несём ответственность перед Богом за все лишние страдания, постигшие мир из-за нашего отказа от взросления.

1. Первое, что выделяет активный режим в сравнении с режимом консервации — это прямой диалог с Творцом. «И не будут больше учить люди друг друга, мол, познавайте Господа, ибо все будут знать Меня, от мала до велика, — сказано Господом — ибо устраню я кривду их, и промахи их не припомню больше» (Йирмия 31:33). В прямом диалоге с Творцом нет посредников, нет универсальных правил, у каждого человека свой индивидуальный путь, определяемый его личной миссией. Конечно же, базовая этика никуда не денется, более того, многие действия, считающиеся ныне более-менее приемлемыми, станут немыслимым после Избавления. Но этому не нужно будет никого учить, правда станет очевидной, и своды правил потеряют смысл. Не было таких сводов правил и у наших праотцов. Они жили в постоянном единении с Творцом, они стали чистым проводником божественного света в мире. Не на своды законов они опирались, а на внутренние весы, точно откалиброванные божественной мудростью, звучавшей в них. Такой по замыслу Творца должна была быть и наша жизнь на Святой земле после возвращения из Египта. Не нужен был ни Закон, ни Храм, всё это лишнее, когда сердце едино с Создателем. Эти отсветы божественной мудрости и божественной любви играют огромную роль, когда мир в полутьме, но они теряют свою значимость, когда в сердце, а затем и в мире, раскрывается свет самого Источника. Тогда мы оказались не готовы зажечь этот свет в себе. Этап за этапом происходило сгущение, уплотнение. Сперва нам была дана Книга. Но Книга эта — не свод правил (хотя в ней и изложены базовые принципы и примеры законов), она — камертон, с помощью которого можно настроить сердце на любовь к Творцу и Его Творению и на Его мудрость. Затем, после истории с золотым тельцом, стало ясно, что мы не готовы к чистой возвышенной любви, нам не хватает доверия и чистоты, и есть потребность в ощутимой, плотской любви. Тогда в нашей жизни появился Храм (сначала переносной, а позже постоянный). Ещё позже, 2000 лет назад, пришлось начать формирование Свода законов. Это была огромная потеря, но без создания Свода законов мы потеряли бы в изгнании всё. Эта работа продолжалась на протяжении всего этого двухтысячелетнего периода: всё большее погружение в болото требовало всё больших мер предосторожности, а всё большее удаление от Источника требовало увеличения детализации карты: рассчитывать на интуицию, на духовное видение, было уже нельзя. Но наши муки не были напрасны. Постепенно, слой за слоем, мы строили Небесный Храм из искорок святости, вызволенных нами из трясины. И теперь этот Храм уже начинает сиять — пока ещё в основном в тонких мирах (всё больше душ на Земле видят этот свет), но и здесь, в материальном мире, уже хорошо видны его отблески.

2. Вторая отличительная особенность активного режима – это огромное пространство деятельности как на индивидуальном уровне, так и на командном уровне всех масштабов — от супружеской пары до народа в целом и человечества. В противоположность режиму сохранения, когда практически единственная возможность хоть как-то менять этот мир – это задействование мистической сферы (заповеди-ключики, отпирающие двери духовных миров и вытягивающие искорки из пучины), а всё пребывание еврея в материальном мире втиснуто в тесные рамки минимального жизненного пространства («четыре локтя hалахи») — в активном режиме мы занимаемся сознательным преобразованием мира на всех уровнях в постоянном диалоге с Творцом. Нельзя больше откладывать работу, рассчитывая, что её сделает кто-то другой или не сейчас. Потому что больше некому, ответственность лежит на нас. Нельзя больше отказываться от принятия решений, мол, кто мы такие в сравнении с великими мудрецами древности. Потому что у них были другие условия и другие задачи. Мы можем опираться на их мудрость, но они не решат за нас вопросы, возложенные на нас. Нельзя больше прятать голову в песок, мол, а что такого, ничего не изменилось, ничего не знаю и знать не хочу. Пряча голову в песок, мы отдаём на растерзание и себя, и мир. Отказываясь от принятия решений, мы оставляем принимать эти решения тем, кто далёк от наших ценностей и наших духовных стремлений. Плоды нашего инфантилизма не заставляют себя долго ждать. Нельзя больше жить по принципу «жираф большой, ему видней». Роль авторитетов в процессе перехода от режима консервации к активному режиму постепенно снижается. И повышается значимость индивидуального и коллективного (в частности, парного) диалога с Творцом.

3. И третье из важнейших изменений, о котором так много говорили пророки, — это переход от борьбы к сотрудничеству. Это происходит, в частности, и в сфере религий: на место враждебных друг другу стай, каждая из которых убеждена в своей стопроцентной правоте и стремится подмять под себя или вытеснить из мира другие, к человечеству приходит понимание, что каждая его часть несёт свою уникальную миссию, и только все вместе мы сможем наполнить нашу Землю любовью. И вместе с тем приходит и понимание, что каждая из религий, постепенно развиваясь, вобрала в себя и немало временного и даже вредного, ошибочного, и от этих наносов нам всем необходимо избавляться. Не рассчитывая больше на жирафа, но ни на секунду не теряя бдительность и не теряя связи с Учителем и с товарищами, потому что в одиночку попасть в ловушку очень легко: каждый их нас несёт в себе множество деструктивных программ, которые самому бывает очень трудно в себе распознать.

Недавние посты

Смотреть все
Подарок и Подаяние

(по мотивам статей Бааль аСуляма) Вместо предисловия: Внутренний "фараон" задает вопросы "кто?" и "что?". Кто это такой Творец, чтобы я...

 
 
 
Судьи и Надсмотрщики

(по мотивам маамара Бааль аСуляма. Чтение на недельную главу Шофтим) Сказано в Торе, в главе Шофтим: "Судей и надзирателей поставь себе...

 
 
 
Небо и Землю

Сказано в Торе - "вначале создал Творец небо и землю". Земля - Арец на иврите, родственно слову Рацон (желание). Это Желание получать,...

 
 
 

Комментарии


א

© Меир Горштейн, 2016 Сайт создан на Wix.com

  • Facebook Social Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Untitled
bottom of page